Связаться с нами

Заполните форму и мы обязательно с вами свяжемся!
×

О чем сожалеет «Демон сидящий» Врубеля?

М. Врубель «Демон сидящий» II

Демон на картинах Врубеля появляется не раз, его очень привлекала идея воплощения демона на картине или даже в статуе. Такой сложный образ демона он воплощал каждый раз иначе, каждый раз по-новому. Одной из его «демонических» картин является «Демон сидящий». Она, безусловно, известна очень многим, отчасти благодаря ее связи с произведением классика. Эта картина изображает демона из произведения М.Ю. Лермонтова.

Когда подходишь к этой картине, ожидаешь, что охватит чувство страха или беспокойства. Демон для многих это символ именно зла и жестокости. Но здесь Врубель рисует дух, который не злится и не мстит, он скорее печален и словно сожалеет о чем-то.

Рассматривая его выражение лица, понимаешь, что он каждой черточкой выражает задумчивость и печаль. Уголки рта немного опущены, чтобы показать грусть. А глаза очень сложно рассмотреть – порой кажется, что он смотрит куда-то вдаль, а порой кажется, что они вообще закрыты. Такое изображение глаз может натолкнуть на мысль, что демон о чем-то думает или вспоминает, что его мысли где-то очень далеко, может он скучает по миру, который ему пришлось оставить.

Черные как смоль кудрявые волосы, черные яркие брови и тень в районе глаз – все это добавляет немного зловещей силы демону. Он все же обладает определенным величием и демонической силой. Хотя, наверное, он хочет от нее отказаться ради другой жизни, он не пользуется своим настоящим положением, он не признает всю злость и грубость своей настоящей сущности. Отрицание себя и мечта о недоступном изматывают демона – он слабеет и болеет.

У демона здесь мускулистое тело и словно загорелое – такие характеристики должны говорить о том, что он живет где-то в райском уголке под солнцем. Но дальше замечаешь, что цвет кожи скорее желто-серый, чем бронзовый. Выбрав такой тон, художник выражает болезненность его демона. Может быть, речь здесь идет о том, что когда-то его жизнь была на воле под жарким солнцем, которое дарило ему радость, счастье и здоровье. Именно об этих временах он и сожалеет и грустит, те прекрасные дни он вспоминает, сидя теперь на холодных и жестких камнях.

Теперь хочется перевести взгляд дальше, чуть ниже. Здесь видна какая-то одежда. Конечно, появляется ощущение, что это штаны, но и здесь все как будто неоднозначно. Штаны идут вниз к стопам, но они там не заканчиваются – стоп не видно. Материя словно льется дальше вниз, как будто она сливается с камнями, на которых сидит демон – она не дает ему уйти, приковывает к этому месту. Синий цвет материи напоминает реку, вода течет вниз по камням и тянет за собой демона. Выбран холодный тон, он дает необходимое ощущение одиночества и безысходности. Это не счастливая речушка, которая играет на солнце, а скорей тяжелая темная и холодная, безжалостная вода.

Внизу на переднем плане расположены кисти рук демона. Если взглянуть на всю картину, то появляется ощущение, что кисти рук располагаются ближе всего к зрителю. Кроме того, они очень хорошо прорисованы, хотя, как и глаза, оставляют часть изображения темным и неясным. Если попробовать сцепить руки также, то появится неприятное ощущение – кажется, что демон ломает себе руки. Действительно, сожаление часто сопровождается у людей таким действием, они мучают свои руки, словно ломая.

Теперь можно отстраниться от деталей и посмотреть на всю фигуру демона целиком. Чтобы лучше прочувствовать, что выражает его поза, можно сесть примерно также. Появляется ощущение, словно он устал и болен. У него уже нет сил бороться. Он здесь надолго, он не вскочит неожиданно и не помчится никуда. Словно эта каменная плита – его последнее пристанище, и ему осталось лишь вспоминать о прошлом, о жизни под солнцем полной радости и смеха. Окружение демона также описывает его внутреннее состояние. Каменные плиты – это холодность, отстраненность, отсутствие жизни и неизменность. В то же время камень может символизировать силу, стойкость, величавость и монументальность. Демон здесь на камне словно статуя – навечно. Цветы на картине совсем не похожи на живые и благоухающие создания, которые приносят жизнь и радость. Здесь они словно высечены из гранита – угловатые и неестественные. Даже цвет их очень странный – серо-синий, серо-коричневый, зеленоватый и т.д. Как будто это не живые цветы, а изображение на сером монументе.

Фоном картины служит красно-черный закат. Он был бы зловещим и агрессивным, если бы оказался чуть ярче. Но здесь закат бледный, будто бы пыльный. Такое изображение вызывает ощущение безысходности и печали. В то же время красный закат все-таки может служить напоминанием, что перед нами существо из преисподней, что сущность его темна и непредсказуема.

Хочется обратить внимание на последнюю деталь – демон сидит спиной к своему миру, он от него отвернулся и не хочет возвращаться. Возможно, он обращен лицом к миру зрителя, к жизни и счастью, к тому миру, куда ему уже не попасть. Именно поэтому его бытие превращается в существование в качестве неподвижной и скорбящей статуи – в мир людей он уже не может попасть, как бы ему этого не хотелось, а мир демонов его не интересует. Демон сидит на каменной границе между ними и печально вспоминает свою прошлую жизнь.

Игра света и тени очень мастерски прорисована художником. Здесь очень много затененных участков, которые изображаются почти черными. Появляется ощущение страха, таинственности и неизвестности – именно то, что человек испытывает при мысли о демоне. Высветленные участки в свою очередь не являются радостными солнечными бликами. Скорее это бледный свет, который просачивается сквозь толстые темные тучи. Он печально освещает больное и неподвижное тело демона. Светлое и довольно яркое пятно заката окрашено в зловещий желто-красный цвет. Такой закат не предвещает ничего хорошего. Для заката здесь использовались яркие желто-красные тона и черно-серые – эти цвета вызывают у человека страх и беспокойство, а также напоминают о пожаре, то есть беде.

Картина Врубеля чрезвычайно сложна и многолика, ее можно рассматривать часами и возвращаться к ней снова и снова находя что-то раньше скрытое от глаз.

Комментарии (0)

или войдите через:

Вам может быть интересно:

В. Серов «Похищение Европы» I В. Серов «Похищение Европы» I

Картина «Похищение Европы», написанная в 1910 году после посещения Серовым...

Отдых сурикатов
Юмор 0 1008
Отдых сурикатов

73 летний фотограф Чарли Саммерс комментирует происхождение снимка так -...

В. Васнецов «Аленушка» В. Васнецов «Аленушка»

Картина В.Васнецова «Аленушка» была закончена зимой 1881 года. За основу...

В. Васнецов «Аленушка» В. Васнецов «Аленушка»

Картина «Аленушка» Виктора Васнецова, является одной из известнейших работ...

К. Петров-Водкин «Купание красного коня» III К. Петров-Водкин «Купание красного коня» III

Картина "Мальчик-всадник" выполнен с натуры, и мальчик уже сидит на крупе...

В. Васнецов «Снегурочка» В. Васнецов «Снегурочка»

Картина «Снегурочка» написана В.М. Васнецовым в 1899 году на полотне...