Связаться с нами

Заполните форму и мы обязательно с вами свяжемся!
×

Описание картины «Черное море» И. Айвазовского

И. Айвазовский «Черное море»

Образ моря в творчестве И. Айвазовского – это своеродный культ. Да и мог ли по-другому относиться к водной стихии человек, выросший в Феодосии? На примере морской тематики об этом художнике можно узнать все – куда он путешествовал и как протекала его жизнь. Каждое изображение воды у Айвазовского имеет свой возраст. Если ранние его работы отличались буйством красок и изображением штормов, то после 1870-х на смену им пришли мягкие и спокойные сочетания красок, умиротворяющая гладь и синева воды.

Под влияниям художников-передвижников Айвазовский смог придать своим полотнам не только реалистичную выразительность и содержательность, а и психологизм. Одно из ключевых произведений в своем творчестве – картину «Черное море» художник написал в 1881 году. Эта работа отличается сдержанным напряжением и потрясающей эпической силой одновременно. Полотно многие критики-искусствоведы, да и сами зрители считают вершиной творчества Айвазовского.

При одном взгляде на пейзаж у каждого зрителя возникает чувство присутствия в самой глубине пространства Черного моря. Такое явление вполне объяснимо: у Айвазовского море – живое существо, одушевленное и очеловеченное, несмотря на то, что на картине пасмурный день. Тем не менее, это не мешает волнам двигаться вперед и создавать особую атмосферу. Краски для работы художник выбирал лаконичные, даже скупые: неяркий зеленый, черный и несколько оттенков синего. Однако, эта палитра как нельзя лучше раскрывает перед зрителями красоту и ритм морской стихии в сочетании с ее мощью. Айвазовский, тем не менее, не отошел от своего главного приема – демонстрации света, по-особому подчеркивающему морскую воду.

Только Айвазовский мог изобразить волны моря такими, что они кажутся драгоценными камнями: тут и переливы изумруда, и сдержанный блеск топаза, и особая энергетика нефрита. Художнику удалось остановить мгновение, что случается очень редко.

Две стихии наполняют картину – небо и волна, и, несмотря на отсутствие человека, они вполне живые и самостоятельные, поскольку могут сделать из каждого человека непосредственного участника событий. Тем более, что художник написал не просто гладь воды, а Черное море, на котором вот-вот разыграется буря, как он сам говорил. Правда, различные люди находили здесь подтекст, который адаптировали под собственное восприятие. Одни видели в полотне зарождение стихийной революции, а другие отмечали эмоциональность душевных переживаний человека и некое беспокойство.

Тем не менее, такое разграничение композиционного решения словно разделяет мир на две части. В одной из них господствует небесное пространство, а другая отведена для моря. Граница миров проходи как раз по линии горизонта, и словно демонстрирует зеркальное отражение. Облака в небе начинают темнеть лишь в правом углу и больше напоминают тучи. С морем происходи то же: массивные гребни воды отражают белый свет этих облаков, а вдалеке зеленая вода принимает синий цвет.

Где-то вдалеке видна суша, правда, ее очень сложно разглядеть из-за туч. Едва уловимая полоска земли почти не дает зрителям возможность понять, что на картине есть еще и очертания парусника, который стремиться попасть домой.

Цветовая палитра картины – одна из самых лучших, которыми можно написать водную стихию. Море играет иссиня-зеленоватыми оттенками, небо поражает сочетанием молочного белого с матовым розовым, голубым, пурпурным, и даже бирюзово-синеватыми цветами.

Еще одна особенность «Черного моря» - это клин, который словно врезается в непогоду. Он раздвигает тучи и показывает зрителям чистое пространство голубого неба, а воде придает небесно-белое свечение. Облака в нижней части клина отдаленно напоминают торнадо, а вот верхняя часть его словно предоставляет возможность паруснику быстрее добраться к родным берегам.

Удивительно, но создать такую эпопею морской стихии Айвазовский смог, когда ему было 64! Именно тогда, он, наверно, осознал истинный смысл человеческой жизни, соединил свой талант с мудростью и, в итоге, получил то, что скрыто от зрителя при первом взгляде на «Черное море».

Поразительно то, как волны едины. Они ищут подобных себе, объединяются в желании дотронуться до грозовых облаков и перевернуть небесное пространство. Но это только перспектива их замысла, в настоящем они еще резвятся, словно рассказывая от том, что мгновение назад на море был штиль. Волны, как живые существа, предвкушают будущий шторм и чувствуют его неизбежность.

Маленький кораблик не презентует человеческое начало, он скорее игрушка для волн. Широкое по размеру полотно – два метра и мазок краской для изображения лодки: так Айвазовский раскрыл человеческие возможности в противостоянии с природной стихией.

Картина «Черное море», по словам многих искусствоведов, это не море, а настоящий океан, грандиозный в свое колыхающейся суровой бесконечности. И это мнение вполне справедливо: у Черного моря, написанного этим художником, нет берегов и границ.

«Черное море» - это то, что объединило в себе весь творческий опыт Айвазовского, все его достижения и оригинальные приемы. Только тут каждый зритель откроет для себя прозрачную воду и нереальность ее существования. Авторский стиль художника – эта тщательная последовательность полупрозрачных мазков, завершенная слоем белил, до сих пор является загадкой для многих живописцев современности. Возможно, художники-гиперреалисты и смогут нарисовать прозрачный полиэтиленовый пакет, но вот таинственное свечение морской воды – вряд ли.

Это полотно относится к одним из «хитов» Третьяковской галереи неспроста. Многих притягивает к себе сочетание изобразительной яркости и художественной точность, передачу впечатления от мерцающих черноморских волны, которое так просто наложить на музыку.

Айвазовский – единственный художник, который умел изобразить покой бури, причем делал это так, что у зрителя возникало только два пути: либо бороться со стихией, либо смириться с ее присутсвием.

Комментарии (0)

или войдите через:

Вам может быть интересно:

Р. Магритт «Влюбленные» Р. Магритт «Влюбленные»

Картина «Влюбленные» («Любовники») известна зрителю в двух вариантах. Холст,...

К. Маковский «Дети, бегущие от грозы» К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

Картина Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы» написана в 1872 г. В...

Beatles на Abbey Road Beatles на Abbey Road

Фото, как создавалась обложка для альбома "Abbey Road" группы The Beatles,...

В. Васнецов «Иван-Царевич на сером волке» В. Васнецов «Иван-Царевич на сером волке»

Картина Виктора Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» холст, масло, 1889г,...

Руки защищают его Руки защищают его

По утверждению художника, дверь на полотне символизирует некую линию между...

И. Остроухов «Золотая осень» И. Остроухов «Золотая осень»

Картина Ильи Остроухова «Золотая осень» была написана в 1887 году и...