Связаться с нами

Заполните форму и мы обязательно с вами свяжемся!
×
Картины 3 14776

Описание картины «Портрет Мики Морозова» В. Серова

В. Серов «Портрет Мики Морозова»

Уже само появление сына в семье композитора и пианистки обязывало его служить искусству. В. Серов, которого обучал сам Репин, не пошел по стопам своих родителей-музыкантов, он выбрал живопись. Этот художник один из редких представителей искусства, который был счастливым и довольным жизнью. Его, безусловно, посещали муки творчества, но сам дом, который наполняла творческая богема тех времен, казалось, помогал Серову воспринимать творческие метания как должное. Если углубится в историю творческих поисков мастера, то он стремился найти момент, деталь, присутствие или отсутствие которой влияет на всю композицию.

Этот человек отличался тихим и скромным характером, унаследованным от матери и авторитетом среди творческой интеллигенции своего времени, которая помнила про талант отца. Серов, мастер портрета, как взрослого, так и детского, сравним лишь с Левитаном по импрессионистичной манере изображения. Причем вся основа творчества первого – это были люди с их улыбками и серьезными лицами, неусидчивые дети, среди которых и Вера Мамонтова, и Мика Морозов.

Михаила Михайловича Морозова, сына промышленника и мецената, хорошо знают те, кто учится или учился в МГУ. Это его портрет висит на кафедре шекспироведения, это он подготовил и издал «Гамлета» с более чем подробным словарем. Но когда-то этот человек был курчавым жизнерадостным мальчиком, которого и нарисовал Серов.

Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребенка усидеть на одном месте. Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина, написанная скупыми красками. Здесь нет искусственной наигранности или напряженности, которая свойственна детям на фотографиях или портретах. Серов гениален – он смог представить портрет гиперактивного ребенка, причем в духе импрессионизма.

Мальчик изображен сидящим в детском кресле, но кажется, что усидчив он лишь на какую-то минуту. Всю атмосферу картины можно описать только одним словом – динамизм, который ощущается при одном только взгляде на эту работу. Поза Мики стремительная, его руки в движении, а карие глаза полны шаловливой наивности, которая умиляет. Рот малыша слегка приоткрыт, будто он хочет что-то сказать, причем ему любопытно, почему этот человек с кистями и мольбертом оторвал его от важного занятия и посадил на одно место. Мика – это абсолютно открытый и дружелюбный ребенок, который бежит навстречу миру с распахнутыми глазами, а мир принимает его.

Внутренняя энергия мальчика непередаваема: он вот-вот сорвется с кресла и зальется непосредственным и звонким детским смехом.

Удивительна и колористика картины. Белый костюм мальчика на темно-коричневом фоне и особое золотистое сияние, исходящее от его фигуры. Композиция кажется свободной и несколько воздушной – этот прием нужен Серову, чтобы показать активность и желание движения у четырехлетнего малыша: он использует пастельные оттенки, тонкие линии в сочетании с незначительной детализацией.

Поражают контрасты, на которых построен портрет: крупная голова Мики и его легкая фигурка, белая сорочка и темное кресло, подлокотники которого визуально пересекают холст по диагонали. Мальчик кажется в результате такого приема расположенным к зрителю, а его движение проступает из глубины самого полотна. Это происходит за счет того, что Серов строит пространство в виде глубины за самой плоскостью картины, а скрытый антагонизм белой одежды и пышущего здоровым румянцем лица становится основной идеей данной работы.

Отличительной чертой картины «Портрет Мики Морозова» является то, что написана она не на открытом пространстве, а в помещении. Удивительно, как смог художник найти то освещение, которое передало нежную детскую кожу, пушистые курчавые волосы, ощущение изумленных горящих глаз и стремительность движения. Еще более удивительно то, как Серов запоминал освещение, ведь портрет был написан ни за один сеанс и при этом с близкого расстояния.

В изобразительном искусстве дальняя перспектива считается самой лучшей для изображения, поскольку не требует детализации. Ближнее расстояние, наоборот, предусматривает целостность ощущений зрителей, да и самой композиции. Серов не был бы талантом, если бы не преодолел такую трудность и сделал портрет выразительным. Он, используя сочные мазки, написал полуоткрытый рот с яркими губами, а легкими, но точными прикосновениями кисти смог передать жемчужины зубов. Его скупая своеобразная манера изображение прослеживается в мотивах разноцветной спинки кресла, прячущейся в полутени.

Эту картину считают настоящим гимном беззаботному детству, тому, которое распахнув огромные глазища, спрашивает у художника с всероссийским именем: «Дядя, а вам красить тяжело?». Это детство не «парадно-выходных» фото или портретов в мундирчиках, а домашнего уюта и атмосферой, где ребенка любят.

Каждый, кто хоть раз увидел портрет Мики Морозова, захочет вернуться в свое детство или сделать жизнь своего детей безопасной и беззаботной. Картина Серова – это то, что заставляет жертвовать деньги и вещи для детских домов, обустраивать детские площадки во дворах многоэтажек – одним словом, все, что хоть как-то может приблизить к доверчивому и прекрасному миру Мики.

Эта экспрессия никого еще не оставила равнодушным. Знакомые Михаила Морозова говорили, что и во взрослом возрасте он походил на мальчугана на портрете, студенты пытались расспросить про Серова, а сам профессор МГУ, наверно, не раз хотел вернуться в незабываемые детские годы.

Однако, мало кто из студентов знал, что не только знакомство с одним из великих художников и авторитетность исследований спасли Мику в зрелом возрасте от лагерей ГУЛАГа. В то время наследник капиталистов, которых проклинала комвласть, работал с самыми выдающимися филологами Запада – причем его творческий путь во многом предрешил человек с кистями, сумевший запечатлеть все очарование детства.

Комментарии (3)

или войдите через:
3 месяцев назад

очень много очень

Ответить
2 месяцев назад

Главное

Ответить
Катя Пищулина
Катя Пищулина 3 недели назад

Могу поспорить,что почти каждый загуглил или искал в яндексе сочинение по картине,а не по автору.

Ответить

Вам может быть интересно:

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Картина Леонардо да Винчи Мона Лиза (1503—1519 г.) является одной из самых...

История про лампочку
Юмор 0 1310
История про лампочку

А вы знаете, что если лампочку засунуть в рот, то обратно вытащить уже не...

Б. Кустодиев «Масленица» Б. Кустодиев «Масленица»

Картина Бориса Кустодиева «Масленица» 1919 г. написана простыми и...

В. Серов «Девочка с персиками» В. Серов «Девочка с персиками»

На картине «Девочка с персиками» Валентин Серов изобразил 12-летнюю дочь...

В. Серов «Похищение Европы» I В. Серов «Похищение Европы» I

Картина «Похищение Европы», написанная в 1910 году после посещения Серовым...

Л. Винчи «Мадонна с младенцем» Л. Винчи «Мадонна с младенцем»

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного...