Связаться с нами

Заполните форму и мы обязательно с вами свяжемся!
×

Описание картины «Нашествие» Константина Васильева

К. Васильев «Нашествие»

При поиске информации о картине К. Васильева «Нашествие» вы непременно найдете что-нибудь о том, что в Тверской области проводиться одноименный рок-фестиваль. Под открытым небом собираются отечественные рок-музыканты, среди которых и А. Васильев с группой «Сплин». Если вы обладаете достаточной дотошностью и хоть что-то понимаете в генеалогии, то найдете удивительный факт: музыкант и художник – дальние родственники.

И, если о первом известно достаточно, то о втором можно найти довольно скупые сведения. Так, К. Васильев писал на особую, героическую тематику. Великая Отечественная, прошлое Киевской Руси, богатырский цикл – все это нашло отражение в его особом мировоззрении. Картины «Парад 41-го», «Тоска по Родине», «Прощание славянки» имеют почти осязаемое звучание. Если присмотреться к работе «Нашествие», то вы увидите, как мастерски художник изобразил страх потери и надежду на лучшее, человеческую веру и безверие.

Основные мотивы картины «Нашествие» - это чувство страха, горя и смерти. Кажется, что преграды для завоевателей не существует. Однако, в трактовке автора это – не тишина, а затишье. Взгляды святых с древних фресок словно предупреждают о том, что завоеватели, хоть и покорили полмира, не смогут захватить святую Русь.

Замысел картины вынашивался художником достаточно долго. Васильев несколько раз переписывал полотно и от первоначальной многофигурной композиции с изображенной на ней битве Тевтонского ордена со славянами остался лишь идейный смысл. Были упразднены батальные сцены, осталась лишь борьба духовная и идейно-символический конфликт.

Ключевым образом для этой работы Васильева является само слово «нашествие». Как правило, это определение используется для того, чтобы обозначит вторжение врагов в страну, причем огромного количества врагов. Это лексическое значение слова, которое несет в себе глубочайший подтекст. Картину можно было бы назвать просто «Война», однако воевать можно за то, что дорого, за то, что свято. Сама семантика слова «война» несет в себе печаль, жестокость и смерть. Однако люди могут воевать, отстаивая свои убеждения и желание лучшей жизни. Слово «нашествие» никак не отражает отстаивание убеждений, оно просто становиться синонимом грубой бессмысленной силы. Под нашествием чаще всего подразумевается неудержимость, неосознанность и стихийность. Кроме этого, нашествие символизирует то, что трудно остановить.

Для того, чтобы лучше понять идейный смысл картины, стоит вспомнить особенности употребления этого слова в русском языке: нашествие татаро-монгольской орды, нашествие Наполеона, нашествие врагов и даже нашествие саранчи. Попробуйте произнести эти словосочетания вслух, и вы поймете, что сказали про сильное, страшное и неотвратимое событие.

Рассматривая колористические особенности «Нашествия» невозможно не заметить, что главный цвет на картине – серый. Этот оттенок окрашивает землю, костер, тучи и даже образы святых. Как правило, серый – это унылый, грустный и печальный символ человеческой жизни. Психологические особенности серого цвета заключаются в создании состояния уныния, печали и грусти. Только этот оттенок способен создать гнетущее настроение и чувство тяжести. Серый – это монотонность, трагичность и непередаваемая печаль.

Грозовые серые тона картины не могут не нагнетать депрессивное состояние. Да и ему есть, откуда появиться: руины на фоне свинцово-серого неба, лики святых с нечеловеческой скорбью в глазах. Все полотно охвачено единым слуховым образом – тишиной, причем тяжелой и зловещей. Единственное, что слышно в безмолвии – это марш вражеского войска по дороге.

Васильев словно подталкивает нас к разделению мира на две части. С правой стороны он изображает войско захватчиков, точнее, полчища. Они кажутся бесконечными и заполонившими собой часть этого мира. Слева мы видим разруху, которая затронула и одну из главных человеческих святынь – храм. Посмотрите на небо: оно серое с оттенками синего и грязными фиолетовым разводами. Там, где видно просвет между тучами, проглядывают бледные, даже мертвенно-бледные блики.

На холсте перед нами всего два символа. Оплотом веры и надежды Руси остается разрушенный Успенский собор Киево-Печерской лавры с остатками ликов святых. Они сурово сомкнули губы и возносят молитвы к Богу, надеясь на то, что он сохранит жизнь людям. Второй символ – это разрушение, который отражает железная орда захватчиков.

Разрушенный храм в «Нашествии» - само по себе страшно. Васильев пишет поруганную святыню, которая когда-то давала людям моральную поддержку, утешение и надежду на лучшую жизнь. Храмы, как известно, всегда были в сознании русского человека важной частью его культурного наследия, поскольку возводились в честь важного события и были значимыми для истории. Теперь от него остались лишь немые свидетели – фигуры святых, символизирующих не только всеобъятную скорбь, а и духовную силу людей. Христианские мученики на фоне нашествия – это не просто лики, это – судьи, которые воздают каждому по его деяниям.

Картина Васильева создает настроение, но не дает ответа на многие вопросы зрителя. К примеру, она не скажет, почему полчища завоевателей двинулись на Русь, но обострит чувство справедливости. Зритель невольно начинает верить в ее торжество, в то, что народ может выстоять даже в страшное для него время. Многие, несмотря на созданную художником атмосферу страха, не испытывают его, а наоборот, знают, что скоро все закончиться. Есть, конечно же, боль за своих близких, за разрушения и смерти, но лики христианских святых способны подарить надежду: если выстояли они, выстоят и люди.

Картина «Нашествие» очень важна для воспитания не только патриотических чувств, а и для укрепления веры. Как правило, она вдохновляет на многое, а человека, который верит, победить невозможно.

Другой аспект «Нашествия» - это предостережение. Полотно Васильева показывает, что завоеватели вторгались на Русь и могут сделать это снова. Художник призывает нас задуматься о будущем, особенно в условиях современного, далеко не мирного времени.

Комментарии (0)

или войдите через:

Вам может быть интересно:

Beatles на Abbey Road Beatles на Abbey Road

Фото, как создавалась обложка для альбома "Abbey Road" группы The Beatles,...

В. Васнецов «Иван-Царевич на сером волке» В. Васнецов «Иван-Царевич на сером волке»

Картина Виктора Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» холст, масло, 1889г,...

Б. Мурильо «Мальчик с собакой» Б. Мурильо «Мальчик с собакой»

Картина Бартоломе Эстебан Мурильо «Мальчик с собакой», на которой изображен...

И. Репин «Тургенев» И. Репин «Тургенев»

Картина Ильи Репина «Портрет Тургенева» (1874 г.) не зря считают одним из...

В. Перов «Тройка» В. Перов «Тройка»

Картина «Тройка» Василия Перова переворачивает все мыслимые и немыслимые...

А. Герасимов «После дождя» А. Герасимов «После дождя»

Картина «После дождя» Александра Герасимова была написана в 1935 году и...