Связаться с нами

Заполните форму и мы обязательно с вами свяжемся!
×
Картины 20 65377

Описание картины «Иван-Царевич на Сером Волке» В. Васнецова

В. Васнецов «Иван-Царевич на сером волке»

Иван Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони, мчась сквозь дремучие лесные заросли верхом на Сером Волке. С тревогой всматривается Царевич в окружающий лес - если беглецов настигнут, их ждет неминуемая разлука. При этом он уверенно и крепко держит Елену, которая практически покорилась судьбе и испуганно прижимается к своему спасителю, стараясь не смотреть по сторонам…

Краткая история создания

Полотно Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» по праву считается одним из самых сказочных произведений русского изобразительного искусства. Эта картина была написана художником в 1889 году в период, когда он трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Ради создания картины Васнецов на некоторое время прервал работы в соборе. За основу сюжета он взял популярную народную сказку «Иван Царевич и Серый Волк».

Главные герои

Поза Ивана Царевича и выражение его лица говорят о том, что он насторожен, но в то же время полон решительности и отваги. Сильный и могучий, не раз одержавший победу в противостоянии с врагом, Царевич внушает уважение и доверие. Он аккуратно придерживает за руку уставшую от долгой и опасной дороги Елену Прекрасную.

Особый интерес у зрителя вызывает фигура Серого Волка. У этого сказочного хищника человеческие глаза, из чего следует, что художник изобразил на картине оборотня или волколака (древнеславянский вариант названия). Взгляд Волка обращен прямо на зрителя. Вместе с тем в его облике отсутствует что-либо кровожадное и дикое. Напротив, образ сказочного волка полон отваги и преданности. Серый Волк изображен Васнецовым невероятно могучим. Передвигаясь большими прыжками, он несет Царевича и Елену через дремучую лесную чащу, где никогда не ступала нога человека. Создается ощущение, что вся группа героев словно парит над болотом, окруженным зловещими лесными зарослями.

Волк зорко вглядывается в пространство впереди, выбирая дорогу. Раскрытая пасть и высунутый язык говорят о том, что он с трудом преодолевает усталость и держится из последних сил. Широко раскинуты волчьи лапы, стелется по ветру длинный пушистый хвост.

Сказочность сюжета подчеркивается одеждой главных персонажей. На Иване Царевиче дорогой кафтан из парчи, подпоясанный зеленым кушаком. За его спиной виднеется меч. Украшенный золотом кафтан Царевича прекрасно гармонирует с изысканным одеянием Елены, сшитым из голубого шелка. Сочетание золотого и голубого цветов в славянской мифологии свидетельствует о связи с миром магии и чудесами.

Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями.

Художник мастерски передает живописными средствами материал одежды главных героев. Рассматривая полотно, зритель чувствует тяжесть парчи, бархата, сафьяна и золотого шитья.

Сама Елена печальна, однако её убранство выглядит нарядным и радостным. Этот необыкновенно женственный образ был написан Васнецовым с его племянницы – Натальи Анатольевны Мамонтовой. Главный акцент, как и в случае с «Аленушкой», Васнецов сделал не на внешних чертах, а на душевном настрое и позе героини.

Серый Волк также не изображен в буквальном смысле серым. Его золотисто-коричневая шерсть словно повторяет цвет одежды Царевича, которому он так верно служит.

Анализ композиции

Вертикальная композиция картины вызывает у зрителя ощущение надвигающейся опасности и тревожной неизвестности. Главные герои как будто заключены в красный четырехугольник: красная шапка Царевича, красные ножны, красные сапоги и красный язык волка. Именно красный цвет помогает создать ощущение приближающейся опасности.

Окружающий пейзаж подчеркивает тревожное настроение беглецов. Действие картины происходит на фоне утренней зари, на переднем плане угрожающе темнеет болото, за густыми ветвями деревьев-великанов едва проглядывает серо-лиловое небо. Дремучий лес выглядит зловеще. Огромные деревья, поросшие мхом, встают непроходимой стеной, однако перед добрыми персонажами сказки они словно расступаются, помогая уйти от погони.

Оживление в мрачный пейзаж вносят цветущая яблоня и болотные кувшинки. Появление яблони вблизи лесного болота кажется необычным и настораживающим. Однако эта деталь имеет большое значение. Она переносит зрителя к самому началу сказочного повествования. Ведь именно с яблони, приносившей золотые яблоки, началась вся история.

Цветущая яблонька символизирует также начало новой жизни и любви, она вселяет в зрителя надежду, что все завершится благополучно. Серебристо-белые цветы дерева перекликаются с нарядом Елены и связывают в единое целое всю цветовую гамму картины. Полотно наполнено таинственным мерцанием, вызывающим ощущение прикосновения к чуду.

Васнецов в очередной раз доказал, что является непревзойденным мастером исторической и фольклорной живописи. Описать происходящее на картине можно строчкой из русской народной сказки: «Помчался серый волк с Иваном Царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает…».

Художник расположил персонажи по диагонали, благодаря чему создается ощущение движения.

Картина выполнена в контрастных тонах, подчеркивающих извечную борьбу добра со злом. Темные краски, в которых изображен лес, символизируют злые силы, тревогу и опасность. Яркие цвета, доминирующие в облике главных персонажей, подчеркивают их принадлежность ко всему доброму и светлому.

Сказочное живописное полотно о Елене Прекрасной и Царевиче погружает зрителя в мир русского фольклора, помогая поверить в торжество добра над злом. В настоящее время картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Комментарии (20)

или войдите через:
поля
поля 2 года\лет назад

круто спасибо что помогли я получила 5 4

Ответить
Денис
Денис 2 года\лет назад

я получил 5/5

Ответить
катя
катя 2 года\лет назад

Спс

Ответить
арсен
арсен один год назад

я получил пять

Ответить
один год назад

Спс у меня 5

Ответить
один год назад

вобще класно

Ответить
один год назад

Класссссс

Ответить
Ден
Ден 12 месяцев назад

Ха-ха

Ответить
2 месяцев назад

Классссссссс с5

Ответить
Никита
Никита 2 месяцев назад

Нечево

Ответить
2 месяцев назад

Умея пять по литературе

Ответить
Дарья
Дарья 2 месяцев назад

Очень интересно

Ответить
серёга
серёга один месяц назад

приколно вопще меня заэто 5 поставиле за соченение вопще прик!!!!

Ответить
Анна  котик
Анна котик один месяц назад

классный текст мне понравилась

Ответить
один месяц назад

Мне из-за этого текста два поставили в журнал

Ответить
один месяц назад

Хороший текст

Ответить
один месяц назад

тпевввввв

Ответить
лох птдр
лох птдр 4 недели назад

норм

Ответить
4 недели назад

Класс

Ответить
красавчик
красавчик 3 недели назад

всё класно только про лес не написанно

Ответить

Вам может быть интересно:

Портрет четы Арнольфини Портрет четы Арнольфини

В России последних лет картина «Портрет четы Арнольфини» обрела большую...

И. Айвазовский «Пушкин у моря» И. Айвазовский «Пушкин у моря»

Картина Ивана Айвазовского «Прощание Пушкина с Чёрным морем» была написана в...

Ф. Васильев «Мокрый луг» Ф. Васильев «Мокрый луг»

Картина Фёдора Васильева «Мокрый луг» написана в 1872 году. Картина...

Я. Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой» Я. Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой»

Картина Яна Вермеера Делфтского «Девушка с жемчужной сережкой». Её часто...

К. Маковский «Дети, бегущие от грозы» К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

Картина Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы» написана в 1872 г. В...

Б. Кустодиев «Гроза» Б. Кустодиев «Гроза»

В 1919 году Борис Кустодиев написал картину Гроза. Холст, масло. Место...