Связаться с нами

Заполните форму и мы обязательно с вами свяжемся!
×

Описание картины Серова «Похищение Европы»

В. Серов «Похищение Европы» III

Русский живописец и мастер портрета Валентин Александрович Серов родился в Санкт-Петербурге 19 января 1865 года в семье известного композитора Александра Серова и пианистки Валентины Серовой.

Уже с детских лет окружающих восхищали такие черты характера Серова, как упорство и настойчивость, терпение, вдумчивость, редкая строгость к самому себе и взыскательность.

Рано лишившись отца, был помещен в коммуну в Смоленской области, где впервые проявился его талант к рисованию. После скорого распада коммуны, был отправлен к матери в Мюнхен, где познакомился с немецким гравером Карлом Кеппингом, который и стал его первым учителем рисования, а с октября 1974 года стал заниматься с И.Репиным в Париже.

Возвратившись спустя год в Россию, лето провел в Абрамцево в семье Мамонтовых, там и писал свои первые натюрморты.

Посещал гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге, учился в Киеве, одновременно посещая рисовальную школу, в которой получил серебряную медаль.

Осенью 1878 года возобновил занятия с Репиным и начал посещать третий класс первой московской прогимназии.

С 1880 по 1890-й год создает свои первые значительные произведения: портреты, этюды, иллюстрировал собрание сочинений М.Ю.Лермонтова. А в 1892 году после крушения императорского поезда выиграл конкурс на создание портрета императора с семьей.

С 1887 года Серов преподавал в московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учениками были К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян.

Последние годы жизни Серов посвятил поискам большого стиля. Это привело его к созданию прекрасных картин на мифологические и исторические темы.

В 1910 году Валентин Серов, вдохновленный поездкой в Грецию, написал картину-шедевр «Похищение Европы». Именно эта работа, считающаяся одной из самых удачных и узнаваемых работ автора, стала осмыслением всего творческого пути, непростым размышлением о современном мире и его пути в будущее, а также завещанием автора, пытавшегося оставить миру послание. Безусловно, речь идет не о краже материка.

Художник, особенно сильно потрясенный развалинами Кносского дворца, обратился к известному в античной мифологии сюжету о том, как всемогущий Зевс похитил прекрасную Европу, дочь финикийского правителя Агенора. Влюбившись в Европу, Зевс превращается в быка и появляется перед девушкой и ее подругами. Забавляясь игрой с быком, девушки украшают его рога цветочными гирляндами. Европа, обманутая миролюбивым поведением животного, садится к нему на спину, а бык бросается в море и плывет с возлюбленной на остров Крит. Европа становится женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев.

Многие художники задолго до него обращались в своем творчестве к античным легендам. Но полотно Серова кардинально отличается от картин предшественников. Здесь нет ни легкости линий, ни светлых тонов, ни следования академическим канонам. Картина Серова масштабна и монументальна, в ней нет лишних и второстепенных деталей.

Композиция картины «Похищение Европы» построена на движении по диагонали, а это создает впечатление напряженного движения и устремленности ввысь. Нарочито вытянуты и силуэты действующих лиц- и Зевса, и девушки, и дельфина. Высоко расположена линия горизонта, а большая часть пространства заполнена морем: бушующим, грозным, неспокойным.

Образы в дань модернистской традиции представлены схематично. Образ быка художник создает тщательнее всего, придавая ему некоторые человеческие черты. Это перевоплотившийся олимпийский бог, полюбивший красавицу-дочь финикийского царя.

Автор сочетает синий, коричневый и черный тона, используя классический набор древних критских фресок. А вот быка, уходя от античных канонов, он рисует не белоснежным, а терракотово-оранжевым и это особенно яркое пятно на фоне фиолетово-синих волн, сливающихся со свинцово - серым небом.

Не похож на античные образцы и облик Европы. Зритель видит не застывшую мраморную красоту, а обычную молодую девушку с обычным телосложением, далеким от античной гармонии.

В работе нет ни античной статичности, ни гармонии форм. Это наполненный энергией и темпераментом сюжет.

Особому ритму подчинено пространство картины. Динамичность картине придают дельфины, подчеркивая силу и мощь быка. Открытый горизонт, блики волн, отражение героев в водной глади говорит о могуществе стихии и ее неукротимости.

Европа спокойна и уверенна, она полностью доверилась быку. Остатки гирлянды, зацепившиеся за рог, больше не выглядят украшением. А герои, оглядываясь на зрителя, зовут вслед за собой, приглашая в неизвестность. Ведь художник вкладывал в картину и символический смысл: Европа избавилась от многолетнего поклонения античным образцам, но чем закончится плавание и к каким берегам пристанет бык - неизвестно.

Хотя новаторский замысел остался в итоге неоконченным в связи с безвременной кончиной художника, исследователи единодушны в том, что в «Похищении Европы» Серов нашел не только свой новый изобразительный язык, но и открыл новый вариант утверждавшегося художественного стиля.

Полотно "Похищение Европы" было написано Валентином Серовым буквально за год до смерти. Существует несколько вариантов картины в разных техниках. Два из них находятся в Третьяковке, один - в Русском музее, однако, по мнению специалистов, лучший и законченный вариант хранился в семье художника. В 1996 году наследники Серова обратились в Третьяковку с просьбой взять работу на хранение. Просьба была удовлетворена - с единственным условием, что шедевр будет выставлен в постоянной экспозиции.

В. Брюсов писал: «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют». Для молодежи Серов оставался признанным мастером, она ориентировалась на его стилистические поиски, также как и на его огромное трудолюбие.

Многие замыслы Серова остались незавершенными. Он скоропостижно скончался 5 декабря 1911 года в самом расцвете творческих сил.

Комментарии (0)

или войдите через:

Вам может быть интересно:

М. Врубель «Царевна-Лебедь» М. Врубель «Царевна-Лебедь»

Картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь», 1900 г. Картина находится в...

Н. Дубовский «Море» Н. Дубовский «Море»

Картина «Море», или, как ее еще называют, «Парусники» - это образец...

Beatles на Abbey Road Beatles на Abbey Road

Фото, как создавалась обложка для альбома "Abbey Road" группы The Beatles,...

Рафаэль «Сикстинская Мадонна» Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна», по разным предположениям, была...

В. Васнецов «Баян» В. Васнецов «Баян»

Картина Виктора Васнецова «Баян» написана в 1910 году. Это одно из последних...

В. Васнецов «Богатыри» В. Васнецов «Богатыри»

Картину Виктора Васнецова «Богатыри» считают самой яркой и сильной картиной...